Форум » Творчество в произвольном стиле - Freestyle creativity » Муз. теория » Ответить

Муз. теория

Валера Хренников: Внезапно захотелось позаниматься муз. теорией, дабы впоследствии стать крутым композитором (или хотя бы аккомпаниатором) наподобие Жобима или Вадима:) Осилил аж первые восемь страниц у Молоткова с Маниловым (из которых самые первые - введение и содержание): http://harmsolf.narod.ru/manilov_001-008.pdf Всё-таки как приятно чувствовать себя хоть сколько-то приобщённым к энтому кладезю мудрости. Ведь читаешь, пробуешь, и даже какие-то типа озарения приходят в голову. Как-то ведь и диатонику мне эту показывали, и вроде бы интервалы в гамме не тайна за семью печатями, но только сейчас, практически на склоне лет :) до меня дошло, что, допустим, в гамме от тоники до кварты (субдоминанты) и от квинты (доминанты) до тоники повторяются одни и те же интервалы тон -тон -полутон. Если сгруппировать эти участки гаммы (римские цифры - ступени гаммы), то получится: (I тон II тон III полутон IV) - тон - (V тон VI тон VII полутон I ) Всего лишь какие-то скобки добавил, и сразу становится видна повторяемость «полу-гаммы», и какие ступени являются опорными при её обыгрывании. Естественно, что опорные те ступени, которые начинают и завершают «полу-гаммы». Первая (тоника), четвёртая (субдоминанта) и пятая (доминанта) ступени. И далее, чтобы обыгрывать гамму не по одной ноте, а аккордами, осталось «только» запомнить разновидности септ-аккордов, соответствующих каждой ступени: -------------------------------------------------- ------- Imaj - IIm7 - IIIm7 - IVmaj V7 - VIm7 - VIIm7b5 - Imaj интервалы в каждой строке: тон - тон - полутон -------------------------------------------------- ------- Т.о. всё понятие диатонической последовательности расписано в трёх коротких строчках между пунктирами. Если запомнить это, то наконец-то можно будет забыть о названиях нот, о всяких неудобных бемолях-диезах, о переименовании аккордов при транспозиции. Типа по фиг какая тональность, хоть си-бемоль, хоть фа-диез. Фразы в пределах двух с половиной тонов вполне реально осмысливать с помощью одних интервалов (без названий нот), для этого не обязательно быть яйцеголовым как какой-нибудь Шнитке или Кшиштоф Пендерецкий:) С другой стороны, я никогда не мог удерживать в голове интервалы между всеми ступенями гаммы. Семь объектов у меня одновременно в оперативку не загружаются. А три-четыре за один раз - это реально, это даёт надежду.

Ответов - 14

Бак Лажан: Ей-богу - не рублю в теории ни шиша. Однако обожаю единство и борьбу противоположностей - остинатность и полимелодизм, мелизмы-фиоритуры и «остановку тона», «валторновые ходы» и жесткие риффы, обращения и удержания, удаленные многоинтервальные замены и «прямой мажор», пафос и самопародию. :)

easyman: Валера, приветствую! Сразу начну с вопросов. Как мне в интернете найти автоматический табулятор (может быть я неправильно его называю… в общем мне нужна такая хрень, куда можно вводить название аккорда, а он тебе покажет куда пальцы ставить). Я когда-то на него натыкался, но как всегда не запомнил адреса. Если есть возможность, то подскажи где такую же штуку найти для клавиш. Потом, еще хотел, чтобы ты порекомендовал мне литературу, либо обучающую программу по музыкальной грамоте, а именно по видам аккордов, их названиям, принципам составления. Естественно, с пояснениями, картинками и проч. Просто недавно столкнулся с тем, что в разных источниках одни и те же аккорды по-разному обзываются. Наверняка есть общепризнанное обозначение. Теперь такой вопрос, как вам переслать диск с тем, что у меня есть из музыки. Можно ли по почте или лучше поездом через проводника. Как понадежнее, да и подешевле? Вроде бы все, что хотел спросить. Всем большой привет из Караганды.

Валера Хренников: Я могу только посоветовать, то, что мне особенно пригождается, может быть не совсем в тему, у каждого свои запросы. Литература по муз. грамоте, которая мне нравится, это Манилов с Молотковым. Я и их то совсем немного прочитал, а остальных и не смотрел, но лежит всё здесь: http://harmsolf.narod.ru/ Даже если первые несколько страничек усвоить, мне кажется, это будет немало: http://harmsolf.narod.ru/manilov_001-008.pdf Про клавиши ничего не знаю. Чисто как дилетанту мне кажется, на клавишах аппликатур знать не нужно вообще, поскольку все ноты лежат линейно, а не кусками нарезаны, как на гитаре. Надо просто знать где какие ноты расположены и строить аккорды самому по мере надобности. Типа нужен аккорд до-мажор - нашёл ноту до, нашёл мажорную терцию через два тона - ми и квинту через три с половиной тона - соль. Принципы построения аккордов нужно знать для этого, естественно, типа любое трезвучие состоит из 1-й, 3-й и 5-й ступеней лада. В мажорном трезвучии промежутки между 1-й и 3-й ступенями два тона, между 3-й и 5-й - 1,5 тона. Допустим, ноты до - ми- соль составляют до-мажор. В минорном трезвучии 3-я ступень опущена на пол-тона, т.о. промежутки между 1-й и 3-й ступенями 1.5 тона, между 3-й и 5-й - 2 тона. Более сложные аккорды, на которых в основном строится взрослая музыка типа босса новы и джаза, состоят из четырёх нот вместо обычных трёх и называются септ-аккордами. Вот тут смотри Манилова с Молотковым с самого начала книжки. Гитарная програмка, часто пользуемая, это Guitar Pro. Я по мылу тебе пошлю, как скачать. Наверно, она и аппликатуры показывает, я этим не пользуюсь просто.


Валера Хренников: Складирую тут некоторую инфу, дабы перечитывать и думать :) Алексей Дмитрич, я тут Манилова с Молотковым почитывал про всякие диатоники. Кстати, вы не знаете, откуда произошло слово «диатоника», что там такого «двойного» в плане тонов? Любопытно, освещают ли такие вопросы при обучении в муз. училищах. Ну вот. Ну, про последовательность аккордов типа большой мажорный на 1-й ступени мажорного лада, минорный септ-аккорд на второй и третьей и т.д. вплоть до полууменьшенного на седьмой ступени вроде понятно. Наверно, их и обыгрывать надо одним и тем же мажорным ладом от тоники, хотя это не единственный вариант. Но понятно, откуда эти аккорды берутся. А вот пятый класс септ-аккордов - уменьшенный, им, в частности, предлагается «заполнять пустоты» между аккордами диатоники, отстоящими друг от друга на тон. Но это получается без обоснования, просто, мол, делайте так, и будет красиво (и действительно м.б. красиво). И далее когда рассматриваются альтерации, предлагается очень красивая разновидность альтерированного уменьшенного аккорда, который на практике мы видим, допустим, в начале темы «Корковадо» (второй аккорд) =› Am6 ¦ G#dim b13 ¦ Gm7 и т.д. Т.е. b13 они называют ноту ’ми’ в данном случае. В связи с чем возник вопрос: как они считают ступени в ладу уменьшенного аккорда? Вроде бы я откуда-то смутно помню, что уменьшенный аккорд обыгрывается ладом полутон-тон-полутон-тон и т.д. пока всю октаву не покроешь. Но если считать ступени в таком ладу, получится, что их восемь, а не семь, как принято в «нормальных» ладах. Чего-то я не очень понял. Не объясните, почему для уменьшенного аккорда G#dim нота ми - это b13, какой тогда полный лад, от которого её высчитали? -------------------------------------------------- ---------------------------------------- Здравствуйте! Прежде всего обратимся к книгам. - -------------------- Диатоника (от греч. диа - через и тонос - целый тон, диатоникос - растянутый, т.е. переходящий от тона к тону) - семиступенная интервальная сиситема, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Интервалы диатоники получаются в пределах цепи из шести квинт: f-с-g-d-a-e-h**. Диатоничны и все аккорды, включающие только интервалы диатоники. Эти интервалы диатоничны и тогда, когда они образуются хроматическими ступенями (напр. d# - f в До-мажоре), то же касается и аккордов. По Г.Л.Катуару, различаются аккорды и интервалы собственно диатонические (напр. , c-e-g-h** в До-мажоре) и диатонические по существу, но хроматические по положению (напр c-e-g-h в Си мажоре). -------------------- Аккорд (от средневекового латинского accordo - согласовываю) - самостоятельное созвучие, построенное по определённому принципу согласно сущности данной гармонической системы. В тональной системе 17-19 веков цельность Аккорда поддерживалась внутриаккордовой функциональностью его тонов. Аккордовые функции: 1) основной тон («корень»), 2) аккордовые консонансы (квинта и терция от основного тона, совместно с ним составляющие консонантное ядро), 3) аккордовые диссонансы (септима, нона, секста от основного тона), также альтерация тонов консонантного ядра), 4) побочные тоны (например кварта во вводном септаккорде (G13 - g-f-h**-e). Задержания, проходящие и вспомогательные звуки рассматриваются, как неаккордовые. Аккорд, как целое, имеет три стороны: тонально-функциональную (значение аккорда зависит от егг отношения к тональному центру, фоническую (значение аккорда зависит от звучания его самого по себе) и горизонтально-линейную (значение тонов аккорда зависит от из отношения к мелодической линии, к её мотивному, звуковому содержанию). Манера джазового аккомпанемента складывалась на практике, теория играла вторичную, вспомогательную роль, ради фиксации и толкования эмпирических находок. Например, Корковадо можно «разгармонизировать» до простых мажорных и минорных трезвучий, упразднив альтерации и замены, мелодия вполне ложится на такую прогрессию: Am¦D¦G¦Em¦Gm¦C¦Am¦Dm¦Fm¦Bb¦Em¦A¦D¦D¦Dm¦Fm¦... это ещё мне не хватило терпения до полной тупости довести. smile.gif Мы улавливаем очарование исполнительской трактовки в силу общей культурной подготовленности, в первую очередь. По мере изощрения слуха и памяти начинаем просекать тонкости, «вкусные» диссонансы, движение голосов внутри гармонии, согласованное и рассогласованное по вертикали и горизонтали, как, например, характерная самбовая синкопа, - опережение аккордом басовой ноты, хроматическое движение баса при стоячем аккорде (G#dim b13 - g#-f-b-e, - G13 - g-f-b-e), - ( **b=h, - я пишу си по-джазовому, как В, когда говорю про джаз, и по классике Н, соответственно, это особенности профессиональных жаргонов, вроде фени воровской, чтобы фраера ушастого запутать wink.gif ). Далее, - теоретически, аккорд на пианино можно взять из 10 нот (при помощи носа из 11! biggrin.gif ), и надстройки располагаются одна над другой, - 7, 9, и так далее, то есть 11 - это задержанная кварта в следующей октаве (G11 - g-f-c-d), 13 - секста (G13 = G7/6 g-f-b-e). В практике гитарного аккомпанемента удобнее играть компактными четырёхнотными апликатурами, как у Молоткова описано, в таком случае некоторые ступени необходимо пропускать, от этого в разных источниках существуют разные обозначения одного и того же. Например, - нонаккорд *9 строго подразумевает низкую септиму (доминантсептаккорд с надстроеной девятой ступенью), но иногда в гитарных нотах встречается *9/7 (или *7/9) в отличие от *9 = *add9 (без септимы). И ещё про уменьшённый септаккорд. Он образуется из уменьшённого трезвучия, надстроенного малой терцией, стало быть состоит целиком из малых терций. Лад можно трактовать как тон-полутон-тон-полутон... или полутон-тон-полутон-тон..., то есть уже два лада с общими пятью нотами, если хотите, основных ступеней в таком ладу будет пять, отстоящий на полтона вниз аккорд можно использовать как вводный, неустойчивый. Тоникой можно считать любую из нот аккорда, в зависимости от характера движения баса. Наименование альтерации происходит по ближайшей диатонической ступени.

Валера Хренников: Спасибо, очень интересно, заполняет пустоты в голове от необразованности! Почему-то, хоть я и смотрел на этот квинтовый круг, до меня никогда не доходило, что c-d-e-f-g-a-b (си ) не с неба свалились, а являются первыми семью нотами квинтового круга, упорядоченными в пределах октавы. Приятно, что что-то всё же доходит постепенно. Вот этот пассаж я не понял всё равно: --------------------- Диатоничны и все аккорды, включающие только интервалы диатоники. Эти интервалы диатоничны и тогда, когда они образуются хроматическими ступенями (напр. d# - f в До-мажоре), то же касается и аккордов. По Г.Л.Катуару, различаются аккорды и интервалы собственно диатонические (напр. , c-e-g-h** в До-мажоре) и диатонические по существу, но хроматические по положению (напр c-e-g-h в Си мажоре). ---------------------- Вроде бы определение было такое, что c-d-e-f-g-a-b - это диатоника, на каком тогда основании d# у них вдруг стала частью диатоники в до-мажоре? По какой логике у них вдруг произошёл такой скачок: «и тогда, когда они образуются хроматическими ступенями», на чём он основан? Про Катуара я тоже не понял. Си-мажор не входит в диатонику До-мажора (Си-полууменьшенный входит), так что мы (вроде бы) не можем его рассматривать в этом контексте. Если мы рассматриваем ноты c-e-g-h в контексте диатоники построенной от Си, то первая же нота ’до’ не является диатонической. Наверно, я чего-то не понимаю, не могли бы вы пояснить? ----------------- И ещё про уменьшённый септаккорд. Он образуется из уменьшённого трезвучия, надстроенного малой терцией, стало быть состоит целиком из малых терций. Лад можно трактовать как тон-полутон-тон-полутон... или полутон-тон-полутон-тон..., то есть уже два лада с общими пятью нотами, если хотите, основных ступеней в таком ладу будет пять, отстоящий на полтона вниз аккорд можно использовать как вводный, неустойчивый. ---------------- Пять? Не четыре ноты, отстоящие друг от друга на малые терции, собственно, и составляющие уменьшенный аккорд? Какая тогда пятая нота? ------------------- Тоникой можно считать любую из нот аккорда, в зависимости от характера движения баса. Наименование альтерации происходит по ближайшей диатонической ступени. ---------------------- Вот этот момент мне более важен, чем всё остальное. «Ближайшая диатоническая ступень»: мы эту диатонику, скажем для G#dim считаем, соответственно, от g#? Т.е. у нас тогда получается диатоника: g#-a#-c-c#-d#-f-g Тогда ноту ми мы имеем право назвать или b13 или 5+ по выбору. Т.е. аккорд пишется как G#dim b13 либо G#dim 5+ , я правильно мыслю, или опять чего-то не понял? Если бы я написал свой вариант G#dim5+ , меня бы музыкально образованный человек понял или нет?

Валера Хренников: Здрвствуйте! А мне самому интересно, а то кое-что происходит помимо сознания... Исправления, комментарии и опечатки: ----------- на каком тогда основании d# у них вдруг стала частью диатоники в до-мажоре? ------------- db - ре-бемоль=ми, конечно же -------------- диатонические по существу, но хроматические по положению (напр c-e-g-h в Си мажоре) ------------- Имеется в виду диатоническое внутреннее строение ДО-мажорного аккорда, в тональности СИ-мажор являющегося хроматическим, то есть не диатоническим, в отличие от ДО-полууменьшённого септаккорда. В предлагаемой, к примеру, у Молоткова гамме септаккордами каждый голос из четырёх располагается последовательно на ступенях диатонического лада. промежуточные между ступенями ноты называются хроматическими. ---------- Не четыре ноты, отстоящие друг от друга на малые терции, собственно, и составляющие уменьшенный аккорд? Какая тогда пятая нота? ----------- - Не соврёшь, не похвастаешь... Там же написано, - если хотите, - не хотите, пусть будет четыре ---------- Если бы я написал свой вариант G#dim5+ , меня бы музыкально образованный человек понял или нет? ------------ Несомненно поймёт. Разница лишь в том, что пятая ступень на октаву ниже двенадцатой, тогда для пианиста недоумение, - малая секунда в средней тесситуре звучит ярким диссонансом, а через октаву уже терцдецима, - вполне приемлимо. Гитарист выберет оптимальную апликатуру и больше в ноты не посмотрит. Обратили внимание, что G13 отличается от G#dimb13 лишь положением баса? В ДО-мажоре G13 в качестве квинты звучит красиво, проходящий соль-диез напоминает о ФА-миноре, - колоритно, если уместно в стиле пьесы...

Валера Хренников: Я вчера попробовал по этой аналогии упорно делать вид, что до-мажор - самая что ни на есть тоника при проигрываниии «официальной» диатоники соль-мажора. Да, я слышу, что всё стремится в соль-мажор, но я пытаюсь аккорды в такой последовательности играть, чтоб это меньше казалось. При этом ноту ’фа’ нельзя применять, только ’фа-диез’, иначе вся хрупкая конструкция развалится. Стандартные аккорды соль-мажорной диатоники можно попробовать проальтерировать всякими девятыми и одиннадцатыми ступенями, чтоб ещё больше дезориентировать слушателя в плане что во что должно разрешаться. ----------------------------------------- Доброй ночи! Всё правильно! Очень красивое слово - миксолидийский лад. Это, когда играешь по ДО-мажорной гамме при стоячем басе «соль». На гитаре удобнее изображать, скажем, в ЛЯ-мажорной гамме, с басом «ми» на открытой шестой струне. Вполне фьюжн звучит, даже если мелодия приходит в тонику, остаётся ощущение неразрешённости, вопросительной интонации. Слегка восточный колорит, а так же блюзовый, благодаря низкой септиме. Ещё один из любимых ладов, не помню, как зовётся, когда наоборот, с басом «ля» играешь в МИ-мажорной гамме. Очень загадочная индийская музыка получается, и никаких аккордов не надо больше брать, торчишь, с понтом, медитируешь. -------------------------------------------- http://www.basstream.ru/d...ult.asp?sID=12&dID=6&dt=a http://www.guitarplayer.r...atriani/modal_theory.html --------------------------------------------- Здравствуйте! Кроме греков ещё постарались в средние века монахи - переписчики, перепутав дорийский лад с каким не помню... фригийским Мне, честно, по барабану, я давным-давно сделал для себя великое открытие, впоследствии узнав, что это называется перемещённой тоникой. Например(у Сатриани об этом есть), играя До-мажорную гамму в басу держите Ми на 6-й струне. Получается то, что в практике фламенко называется «dorico», или лад Ми. Если в басу будет Соль, само собой образуется миксолидийский лад, так практически со всеми ступенями натурального мажора, но слух порой режет, а названия красивые. Тренированным ухом в индийской, классической, джазовой музыке можно отличить различные лады и отклонения, многие, как и я, играют не задумываясь, с какого конца разбивать яйцо. Про мелодический и гармонический минор думаю с ужасом и благоговением!

Angler: Надеюсь дойдёт дело и до самообразования. Хотелось бы вести образ жизни позволяющий более подробно рассмотреть некоторые вещи, но всё требует, помимо настроя и решительности, наличия достаточного времени. Хорошо, что ты «складируешь» эту информацию, в смысле thanks. :)

Валера Хренников: Во какой зверь, таблица Менделеева просто :) (A word about names - Some of the green chords are written as slash chords, like Am/F#. This chord could also be written F#m7b5. In general, whenever you take a simple minor chord and move the bass from the root down three half steps, you get a m7b5 on the new bass note. Sometimes calling it Am/F# is easier for me.) http://chordmaps.com ------------------- Начальная теория: http://www.angelfire.com/music/HarpOn/theory1.html Средняя: http://www.angelfire.com/music/HarpOn/theory2.html Ссылки для продолжающих: http://www.angelfire.com/music/HarpOn/theory3.html

Валера Хренников: Намедни один профессиональный гитарист посоветовал Манилова с Молотковым, что, естественно, уже давно в работе а также вот такую школу: Berklee books by William Leavitt – A Modern Method For Guitar http://www.amazon.com/gp/product/0876390114/104-1572837-8035936 Видимо, надо покупать. Не знаю, есть ли она уже в содранном виде где-нибудь на просторах инета.

Валера Хренников: О, нашёл в инете все три тома, дарю, в свою очередь :) http://rapidshare.de/files/6845696/Leavitt.William.A.Modern.Method.For.Guitar.Vol.1.eBook-een.pdf.html http://rapidshare.de/files/6866640/_Music_-_Guitar__Leavitt__William_-_A_Modern_Method_For_Guitar_Vol_2.pdf.html http://rapidshare.de/files/6867325/A_modern_method_for_guitar__Berklee__3.pdf.html Тут ссылки эти выкладывали: http://www.guitarplayer.ru/forum/index.php?topic=17292.msg355126#msg355126

Валера Хренников: Короче, я начал заниматься по распечаткам pdf, но решил не мелочиться, а почувствовать себя белым человеком. Т.е. можно было по возрастающей купить все три томика в одной упаковке. Но недостатки такие, что книжка слишком толстая получается, и в раскрытом виде она неудобно будет держаться, а со временем листы вообще разлетятся. Ноты обычно тоненькими тетрадками всё же делают, а не так. Но, кроме того, первый томик отдельно продаётся в разных вариантах: в бумажной версии; бумага + компакт-диск; только DVD-ROM; бумага + DVD-ROM. Я купил самый дорогой, последний вариант: http://www.berkleepress.com/catalog/product?product_id=4850743 Собственно, дороговизна относительная - сорок баксов, зато я как будто в Бёркли буду виртуально учиться у председателя гитарной кафедры. Первый том по гармонии совсем простой, основы, но я теперь хочу научиться играть по нотам, над звукоизвлечением поработать, как раз простой материал и нужен для этого. Там много дуэтов, и вместо того, чтобы самому каждую партию записывать, мне будет проще под этого дяденьку играть. Он там и метроном запускает, и играет ровно - мне будет удобно. Единственное - он играет медиатором, а я буду пальцами. Мне недавно профессиональный гитарист дал несколько наводок относительно того, как должна работать правая рука при игре пальцами, я буду стараться эти фишки отрабатывать во время упражнений. Короче, ура! А на будущее - второй том можно купить с компактом, варианта с DVD нет, к сожалению. А третий том - только книжный вариант, даже компакта нет для него. http://www.berkleepress.com/catalog/product?product_id=11108 Ну, или в Бёркли ходить :) Тут "трэйлер" есть: http://akamai.www.berkleemusic.com/assets/display/4780733/MMG_Trailer_BBand.mov

Angler: Закачал по ссылкам, спасибо. Надеюсь пригодится.)

Валера Хренников: Разбирал знаменитую жобимовскую тему намедни. Собственно, вспоминал то, что давно уже бренчал и решил забить попроще :) гармонию, чтоб самому читать было удобнее. Во чего вышло пока: Se Todos Fossem Iguais a Voce – Jobim Intro: | E(maj7) C#9 | A13 F# | B9 B95+ | Part 1: | E | E9 | F# | F#9 C#dim13- | | E | E9 | A13/E A13 | D#m75- | | G#13 G#13- | C#11 C#9 | C#7/F# F#m7/C# | Am7 D9- | | Gmaj7 | G#m75- C#9- | F#maj7 Gdim | G#m7 Bm7 E75+ | Part 2a: | Amaj7 A13 | G#m75- C#9- | F#m7+ B7/F# | Em7+ A7(9) | | Dmaj7 D13 | C#m75- F#9- F#75+ | Bm7 | Bm7(11) | | E9 E13 | Emaj795+ | A13 A5+ | F#m7(11) | | A#m11 D#7/A | G#9-5+ G#7 | C#m9 Am13 | Bm13 E7 | Part 2b (repeat 6 bars from Part 2a): | Amaj7 A13 | G#m75- C#9- | F#m7+ B7/F# | Em7+ A7(9) | | Dmaj7 D13 | C#m75- F#7(5-) | Dmaj7 | Dmaj7 | Climax: | D#m75- | Dm7 Dm13 | C#m11 | Cdim | | Bm7 | E9 | A764 A75+ | Ending (repeat 6 bars from Climax): | D#m75- | Dm7 Dm13 | C#m11 | Cdim | | Bm7 | E9 | F/D# | G/F | F7/C | G7/D B9 F7/C | Amaj7(13) Amaj7(9).



полная версия страницы